Моя-Книга.РФ

Зинаида Серебрякова (Русакова Алла Александровна)

Книга: Зинаида Серебрякова (Русакова Алла Александровна)

от 5548 р. до 7539 р.


Описание

Иллюстрированная монография петербургского искусствоведа Аллы Александровны Русаковой продолжает серию "Художники русской эмиграции". Книга посвящена трагической творческой и жизненной судьбе замечательной русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.
Зинаида Серебрякова принадлежала к поколению мастеров, которые "строили" русское искусство XX века. Вынужденная покинуть Россию после революции 1917 года, она более сорока лет жила во Франции, но всегда входила в тот круг художников русской эмиграции, творчество которых оставалось органичной частью русской, а не французской культуры.
В книге автор делает попытку определить место и значение творчества Зинаиды Серебряковой в русском искусстве XX века, стилевые и "видовые" особенности ее живописной манеры, а также сравнить "русский" и "французский" периоды ее творчества.
Книга содержит репродукции более 300 произведений, многие из которых публикуются впервые, и адресована как специалистам, так и широкому кругу любителей отечественной живописи.
2-е издание, исправленное и дополненное.

Смотри также Характеристики.

Видео обзоры (3)

Екатерина Серебрякова

Екатерина Серебряковазапуск видео

 

Павел Павлинов «Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства»

Павел Павлинов «Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства»запуск видео

 

Чем похожи судьбы М. Щепкина и З. Серебряковой

Чем похожи судьбы М. Щепкина и З. Серебряковойзапуск видео

 

Характеристики (6)

ПараметрЗначение
ISBN978-5-98051-126-5
Автор(ы)
ИздательИскусство ХХI век
ПереплетТвёрдый
Год издания2014
Кол-во страниц376

Сравнить цены (2)

Цена от 5548 р. до 7539 р. в 2 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

7539 р.
Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги
Подписные издания

5/5

5548 р.
Буквоед

5/5

Круглосуточно работает call-центр

Book24

5/5

Минимальные сроки доставки.

Яндекс.Маркет

5/5

10000 отзывов

Как купить или где мы находимся +

Отзывы (3)

  • - 5 октября 2019

    5/5

    "...Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы..."
    З. Е. Серебрякова - Е. Е. Лансере
    Париж, 31 декабря, 1934 г.

    Иллюстрации Зинаиды Серебряковой.
    376 страниц.
    Тираж 1500.
    Отпечатано в Италии.

    0    0

  • - 4 февраля 2016

    5/5

    [продолжу]
    Одним словом, с научной точки зрения работу автора можно назвать качественной, но никак не выдающейся, так как она имеет компилятивный, а не исследовательский характер. Стиль изложения – академически-унылый, зачитаться такой книгой трудновато, и дело тут не в том, что у меня нет навыка чтения научных работ (есть) или не хватает знаний или желания разобраться (присутствует), а именно в качестве повествования, совершенно лишенного какой-либо индивидуальности. Вот когда я открываю, к примеру, «Историю русской живописи ХIХ века» Александра Бенуа, то с огромным интересом погружаюсь в проблемы художественного мышления и поиска новых средств выразительности, так как все написано с глубоким знанием дела, без боязни высказать свое мнение. Исследование наполнено самобытными, точными и остроумными замечаниями, и читая, ты чувствуешь себя сопричастным этому полету мысли, что не может не доставлять удовольствие. Недаром слова этого человека цитируются ныне практически в каждой работе, посвященной истории русской живописи.
    В соответствии со строгими советскими требованиями книга содержит значительный справочный аппарат: приведена библиография, приложен подробный перечень выставок, есть список иллюстраций (только почему-то по главам, а не в алфавитном порядке), есть summary, есть даже перечень имен, упоминаемых в тексте, с наивными для серьезной работы примечаниями, вроде: «Сезанн Поль – французский живописец», «Ходасевич Владислав – поэт, критик» и т.д.
    По содержанию: книга содержит стандартные для таких альбомов фотографии из семейных архивов, а также довольно полный набор репродукций, среди которых я не нашел, правда, одну из интересных работ балетного цикла, под названием «Снежинки» (там, где готовятся к выходу на сцену артистки кордебалета, и на переднем плане девушка завязывает пуанты) и это при том, что описанию данного периода посвящена в книге отдельная глава. Нет и другой, на мой взгляд, весьма любопытной картины, хотя она и упомянута в тексте – это отправленная на выставку в Париж «Спящая девочка» (на красном). Меня она буквально притягивает своим чрезмерным анатомизмом (будь я художником, я бы никогда не стал ТАК рисовать свою дочь) Как ни странно, именно анатомические несообразности (чрезмерно большая стопа, неестественная для спящего человека поза, лихорадочный румянец на щеке модели) добавляют полотну остроты. Не знаю, можно ли назвать отсутствие этих картин недостатками книги, так как поместить все работы, видимо, никто не стремился, а основные известные полотна, дающие представление о разных этапах развития творчества художницы, в общем-то, присутствуют.
    По сравнению с другими альбомами, посвященными творчеству Зинаиды Серебряковой, которые сегодня можно приобрести, этот – самый представительный. Помимо добротно (хоть и занудновато) изложенной биографии художницы, он выделяется полиграфией: цветопередача живописи спокойная, правильная, КЛАССИЧЕСКАЯ, без адских перекрасов, которыми отличаются дешевые альбомы. В выходных данных указано, что отпечатан альбом аж в Италии, в Падуе, что и раньше-то встречалось не часто, а уж нынче – совсем экзотика. Правда, или типография, или те, кто составлял макет книги, слегка накосячили, напечатав в книге явно технические полосы, ограничивающие основной текст. Это было бы незаметно, если бы не цитаты, выходящие за эти границы, в этих местах линии идут прямо по тексту цитат. Это не критично, но таких явных технических ляпов в действительно дорогом альбоме хотелось избежать.

    Вердикт: Зинаида Серебрякова, безусловно, художник со своим «лица не общим выраженьем», ее картины абсолютно лишены какого бы то ни было радикализма, эпатажа, вызова, они очень интеллигентны, спокойны, скромны и тем самым заметны на фоне крушащего и рвущего всё и вся двадцатого века. При этом картины художницы парадоксально и традиционные, и новаторские одновременно. Они качественные, они настоящие, они хорошо запоминаются. Однако при всем при этом Серебрякову все-таки не поставишь в один ряд с такими художниками как, например, Врубель, Коровин, Серов, Левитан. Язык не поворачивается сказать, что она «ниже» их, но все-таки ее работы точно где-то в стороне от переднего края искусства. И поэтому затрудняюсь с рекомендацией, покупать ли эту книгу? По своей академичности она воспринимается скорее как хорошее приобретение для фондов библиотек профильных вузов и училищ. Покупать домой её стоит, только если есть устойчивый интерес к живописи этого периода и хочется собрать как можно более полный перечень его представителей. Сам я купил ее, потворствуя внезапной блажи – захотелось вдруг, поэтому на полке, где стоят альбомы с искусством, добавилась эта не слишком яркая, но, безусловно, добротная книга. Своих денег она, конечно же, стоит, но вот нужна ли она в обычной домашней библиотеке – я и сам не знаю.

    Прикреплю изображения двух картин, которые, к моему сожалению, отсутствуют в книге, но вполне заслуживают того, чтобы в ней быть.

    0    0

  • - 4 февраля 2016

    5/5

    Про творчество Зинаиды Серебряковой не скажешь, что она «совершила прорыв», «открыла новые горизонты» или «возвела живопись на новую ступень», однако творчество ее, бесспорно, самобытно, индивидуально, и в нем довольно интересно преломились поиски русским искусством новых средств выразительности, происходившие в первой трети ХХ века, когда большинство людей, причастных к искусству, окончательно и бесповоротно утвердились в мысли о том, что возможности классического реализма передвижников оказались исчерпанными, и необходимо решать эту задачу самыми радикальными средствами. Желающих попытаться вдохнуть в прежние формы новую жизнь (как это делала, к примеру, Ахматова в поэзии) нашлось немного. И, среди тех, кто пошел по этому пути, нельзя не назвать Зинаиду Серебрякову.
    Ее творчество не отличается жанровым многообразием: лучше всего художнице удавались обнаженное женское тело и автопортреты. Считается, что она замечательный портретист, наверное, в этом есть доля правды, но в ее портретах я не вижу интереса к внутреннему миру человека, она, будто современный студийный фотограф, делает качественные снимки с натуры, но глядя на ее портреты, как-то застреваешь на поверхности лиц, не проходишь сквозь них в душу персонажа. По сравнению с тем же Крамским, портреты Серебряковой кажутся значительно менее живыми и глубокими, более манекенными, поверхностными, да еще она практически всегда наделяет своих героев каким-то странновато-отстраненным выражением лица. Кстати, работы в жанре «ню» тоже всегда выполнены с заметным креном в анатомию: тело все время дается в каком-то несовершенстве, которое не только не завуалировано, не скрыто, а скорее, наоборот, подчеркнуто из-за напряженного внимания художника к этому несовершенству, желанием выразить на полотне эту странность, несоразмерность, дисгармоничность. Поэтому ее обнаженные не вызывают никаких эротических мыслей, а ее портреты не манят улыбками джоконд.
    Есть два исключения из этого правила – это ее автопортреты (начиная с самого первого, отмеченного всеми современниками «За туалетом», и заканчивая позднейшими, в частности тем, что вынесен на суперобложку), в которых, если знать ее биографию, легко можно увидеть интимный исповедальный дневник, отражающий внутреннее состояние художника. Завораживающе интересно смотреть, как от наполненных веселой весенней радостью ранних автопортретов, она через страдания и лишения приходит к умудренной опытом, но не сломленной жизненным испытаниями зрелой женщине. Ну а второе исключение – это Марокканская серия, которая выглядит на порядок более глубокой, чем все остальное, и в которой поразительно глубоко выразился колорит этой и поныне экзотической страны. Из этой книги я также узнал о работах Серебряковой в жанре пейзажа, но вряд ли эти картины можно назвать чем-то выдающимся для своего времени.

    Теперь о работе автора книги – Аллы Александровны Русаковой (исследователь русской живописи конца ХIХ – первой половины ХХ вв., умерла в возрасте 90 лет в 2013-м году). Автор прошла серьезную научную школу, поэтому ее труд добротен, взвешен и не скороспел. Здесь абсолютно все сделано по канонам советского искусствоведения, включая не самые сильные его стороны, такие как: пресно-академический стиль изложения, наполненный штампами, за которыми иногда ничего не обнаруживается («это событие, несомненно, сыграло большую роль в формировании юной художницы» - каким образом? в чем выразилось? – об этом ни слова), огромное количество цитат (даже если без них легко обойтись или они не очень-то нужны - неважно, их будет много), сильнейший крен в биографию художника, отчасти подменяющий собственно анализ творчества, категорическое нежелание автора труда как-то показаться из-за материала, выразить свое личное отношение к творчеству, ну и следующее отсюда некритическое восприятие всех работ, анализ которых производится ТОЛЬКО в позитивном ключе.
    Одним словом – это довольно типичный средних достоинств научный труд, лишенный глубоких обобщений, где на каждой странице видна боязнь сказать что-то свое, из принципа «как бы чего не вышло», и потому в любой сомнительной или непонятной ситуации предпочтение отдается заведомо безопасному общему месту. Плюс к тому, данная работа, насколько я понимаю, не вводит в научный оборот никакого нового материала. Собственно о новизне автор говорит, что он стремится определить место и значение творчества Серебряковой в искусстве ХХ века на современном уровне развития науки об искусстве. Это, в общем-то, стандартная формулировка компилятивных научных работ, в которых нет реальной новизны, а просто еще раз добротно переписано уже известное.
    Плюс к тому, судя по всему, вступительная статья написана лет 15 назад, во всяком случае, ее пафос (необходимость вернуть в историю отечественной живописи имена замалчиваемых ранее в связи с отъездом за рубеж художников, желание исправить искаженное большевиками представление об истории искусства, попытка увидеть все русское искусство, как часть единого процесса) остался в конце 90-х, сейчас это либо неактуально, либо стало настолько общим местом, что об этом уже неприлично говорить. На эту же мысль наводит и библиография, в которой самая новая работа датирована 2001 годом, хотя даже я могу назвать несколько более поздних работ, например, вышедший в 2004 году в издательстве «Золотой век. Художник России» большой альбом, под авторством Владимира Круглова. Ничего не могу сказать о ценности этой работы, но альбом был здоровенный, я его когда-то держал в руках в художественном отделе книжного магазина. В 2006-м году выходил альбом в мягкой обложке у «Арт-родника». В конце концов, в 2011-м - 2012-м годах во всех ларьках бывшей «Союзпечати» можно было приобрести альбом Серебряковой в серии «Великие художники», издание которой было инициировано «Комсомольской правдой», понятно, что научная ценность того труда невелика, но добротная библиография обязана как можно более подробно осветить все существующие работы, касающиеся предмета исследования.
    [продолжу в другой части]

    0    0

Добавить отзыв



Книги с похожим названием

Искать все [8]

Другие книги автора: Русакова Алла Александровна

Искать все книги автора

 

Книги: Отечественные художники - издательство "Искусство ХХI век"

Категория 4438 р. - 6657 р.

Отечественные художники - издательство "Искусство ХХI век" »

6 ms.

Книги: Отечественные художники

Категория 4438 р. - 6657 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

500 ms